Тема: «Свойства соли и муки».
Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет).
Тип: интегрированное занятие.
Форма: подгрупповая.
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с мукой и солью.
Задачи:
Образовательные:
Познавательное развитие:
-знакомить детей со свойствами муки и соли (цвете, форме, запахе, сыпучести, растворении в воде, какова на ощупь);
-продолжать формировать интерес к элементарной исследовательской деятельности.
Художественно-эстетическое развитие:
-закреплять представление детей о цвете (белый, прозрачный, желтый);
— познакомить детей с процессом приготовления солёного теста для лепки.
Речевое развитие:
— познакомить с новыми словами (лаборант, стеллажи, реактивы и т.д.).
Развивающие:
Познавательное развитие:
-развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию;
— развивать умение делать выводы по результатам исследования;
-развивать желание детей узнавать что-то новое.
Художественно-эстетическое развитие:
-развивать фантазию и творчество детей;
-развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук.
Речевое развитие:
-активизировать и обогащать словарный запас.
Социально-коммуникативное развитие:
-развивать умение детей правильно общаться друг с другом, при необходимости оказывать помощь друг другу;
— развивать умение детей терпеливо выслушивать рассказы своих друзей и выполнять инструкцию взрослого;
— формировать навыки сотрудничества.
Воспитательные:
-воспитывать любознательность, аккуратность при выполнении действий во время экспериментов;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, уважение к труду, бережное отношение к хлебу;
-вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями, нейтрализовать нервное напряжение
Словарная работа: лаборант, стеллажи, реактивы, консервант, сыпучее вещество, спрессованное вещество, прозрачность, плесень, вязкая масса.
Методы и приемы:
Словесные методы: вопросы – пояснения, рассказ воспитателя (создание у детей ярких и точных представлений о свойствах и качествах муки и соли, солёного теста), беседа (уточнение и коррекция представлений)
Наглядные методы: исследования, наблюдение распознающего характера (формирование знаний о свойствах и качествах муки, соли, замес солёного теста)
Практические методы:
Опыты: расширение и закрепление знаний о муке, соли, изготовлении солёного теста.
Упражнения: повторение действий в ходе лепки, сопровождающихся контролем и корректировкой.
Игровой метод: обыгрывание стихотворения.
Методы повышения познавательной активности: сравнение, метод вопросов, экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности: сюрпризный момент, элементы творчества и новизны.
Методы обучения и развития творчества
— Эмоциональная насыщенность окружения
— Мотивирование детской деятельности
— Экспериментирование
Оборудование и материалы:
воспитателю: контейнер, 2 баночки (в одной мука, в другой соль), мнемосхемы, халат, клеёнка, одноразовые тарелки с мукой и солью, 2 стакана с водой, салфетки, миска, ложка, лазерная указка, колба с подкрашенной жёлтой водой.
детям (на каждого): фартук, клеёнка, 2 одноразовые тарелки с мукой и солью, ложки, лупа, влажные салфетки, гвоздика, греча (для украшения).
Планируемый результат:
Дать детям первичные представления о свойствах соли и муки, познакомить со способом изготовления солёного теста
Ход НОД.
I — Организационный момент.
Дети заходят в зал.
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Я работаю научным сотрудником в исследовательской лаборатории.
— Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Это место, где проводят разные опыты, исследования и эксперименты.
Слайд № 2
— Посмотрите на экран и скажите, кого вы видите? (Это лаборант)
— Во что одет лаборант? (На нем халат, а на руках защитные перчатки)
— Что делает лаборант? (Проводит опыт или исследование)
— Что лаборанта окружает? (Его окружают стеллажи, столы, пробирки и разные химические вещества в колбах)
— Ребята, приглашаю вас к себе на работу в исследовательскую
лабораторию. Повторяйте за мной.
Слайд № 3
ХЛОП-ХЛОП! ТОП-ТОП! ПОВЕРНИСЬ –
В ЛОБОРАТОРИИ … ОЧУТИСЬ!
— Вот мы и в лаборатории. Для начала предлагаю вам надеть фартуки, помогите их друг другу завязать. (Дети надевают фартуки)
— Ребята, все работники лаборатории проходят инструктаж по технике безопасности. А мы с вами познакомимся с правилами работы в лаборатории. Пройдем к месту инструктажа … (Дети переходят от экрана к мольберту № 1)
— Посмотрите на мольберт… Это правила работы в лаборатории, которые вы должны знать и соблюдать.
Мольберт № 1.
Правила работы в лаборатории
Правило № 1: Внимательно смотри и слушай!
Правило № 2: Соблюдать тишину!
Правило № 3: Не трогать руками глаза!
Правило № 4: Не толкать соседа во время работы!
Правило № 5: Откуда взял – туда и положи!
— Вы готовы к исследованиям? (ДААА!) Тогда проходите к экспериментальному столу и вставайте полукругом, соблюдая четвёртое правило. (Дети проходят и встают)
Собрались мы с вами вместе, чтобы было интересней.
Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем!!!
II – Основная часть
– У меня есть контейнер, а что в нём – нужно догадаться.
Загадка: Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль,
Если пожалели… (соль) достает баночку с солью
— Правильно, ребята, это соль. (Педагог высыпает соль из баночки в свою тарелку)
— А вы знаете, зачем человеку нужна соль?
— Посмотрите на экран и скажите, как люди её используют? (ответы детей)
Слайд № 4
Вывод: Люди используют соль:
Щелчок … — первая картинка
- Для приправы разных блюд.
Щелчок … — вторая картинка
- Как консервант для долгого хранения заготовок из овощей.
Щелчок … — третья картинка
- В медицине используют солевые шахты для того, чтобы не болеть.
Щелчок … — четвёртая картинка
- Солью посыпают дороги для борьбы с гололёдом.
— Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Из меня пекут ватрушки, и оладьи, и блины.
Если делаете тесто, положить меня должны… (мука)
— Правильно, ребята, это мука. (Педагог высыпает муку из банки в свою тарелку)
— Для чего она нужна? (Из неё делают тесто)
— Ребята, я предлагаю вам в моей экспериментальной лаборатории изучить свойства муки и соли. Займите рабочие места за столами.
— Посмотрите на мольберт… Как вы думаете, что это? (Это план, который поможет нам исследовать свойства соли и муки). А здесь мы будем отмечать результаты наших исследований.
Мольберт № 2 и З.
Педагог встаёт между двух мольбертов
— Итак, ребята, начинаем наше исследование. Пододвиньте к себе разнос. Внимательно посмотрите, что на нём. (Дети перечисляют)
— Как вы думаете, что в тарелке № 1, а что в тарелке № 2? (1 – соль, 2 – мука. Педагог на мольберте № 2 сверху слева прикрепляет — картинку соль, а справа – картинку мука)
Алгоритм знакомства с веществом
- Как выглядит вещество? – цвет, форма, размер.
— Какого цвета эти вещества? (Они белого цвета – педагог прикрепляет карточки)
— Ребята, возьмите ложечкой соль и осторожно, как я, пересыпьте на зелёную тарелочку. Точно также в другую насыпаем муку.
— Возьмите лупу и рассмотрите соль. Что вы видите? (Крупинки.) На что они похожи? (на кристаллы разной формы и величины – педагог прикрепляет символы)
— А теперь рассмотрите муку. Что вы видите? (Очень мелкие частички, похожие на точки)
- Какой имеет запах?
— Ребята, наклонитесь и понюхайте соль. Она имеет запах? (Нет)
— А теперь понюхайте муку? Она с запахом? (Нет)
Вывод: Значит мука и соль не имеют запаха. — педагог прикрепляет символы
- Может ли пересыпаться?
— Ребята, возьмите ложечки и попробуйте пересыпать соль. Она сыпется? Значит она какая? (Сыпучая)
— Тоже самое сделаем с мукой? Что вы видите? Мука падает комочком и рассыпается. Значит она какая? (Спрессованная, менее сыпучая, чем соль). — педагог прикрепляет символы
- Растворяется ли в воде?
– Ребята, что у меня в руках? (У вас в руках стаканы с водой)
— Как вы думаете, я могу в этих стаканах спрятать игрушки? (педагог бросает в воду игрушки) Я их спрятала? (Нет)
— Почему игрушки не спрятались — их видно? (Потому что вода прозрачная)
— Саша, (педагог обращается к ребёнку) добавь в стакан №1 ложку соли и перемешай. Что происходит с солью? (Соль растворяется)
— Игрушка спряталась? (Нет) Почему?
Вывод: Крупинки соли растворились и не окрасили воду.
— Лена, а ты в стакан № 2 добавь 1 ложку муки и перемешай.
— Игрушка спряталась? (ДА) Почему игрушку не видно?
Вывод: Мука сделала воду мутной. Мука не растворяется в воде. Мука впитывает воду, крупинки муки в воде слипаются и получается вязкая масса. — педагог прикрепляет символы
- Какие они на ощупь?
— А теперь опустите одновременно пальцы в тарелки с солью и мукой. Потрите содержимое между пальцами, что вы чувствуете? (Мука мягкая, а соль твердая)
Вывод: Да, ребята, мука на ощупь мягкая как пух, как вата, как снег, а соль более жесткая, чем мука. — педагог прикрепляет символы
Итог исследований: — Ребята, давайте подведём итог нашего исследования. Что вы узнали про соль? Что узнали про муку?
— Молодцы! Слушайте меня внимательно, выполняйте всё старательно!
Слайд № 5
Физминутка:
Лаборанты с места встали.
(Дети встают возле стульев)
Руки вверх они подняли.
(Поднимают руки вверх и тянутся)
Вправо – влево наклонились.
(Наклоны право — влево 2-3 раза педагог показывает движения зеркально
Руки снова опустились
(Опустить руки вниз)
На носочки привстали
(Дети встают на носочки)
И за мною зашагали…
(Педагог встает перед первым ребёнком и ведет их к экрану.)
Слайд № 6
— Ребята, что вы видите на экране? (Соль, вода и мука)
— Что получится, если их смешать? (Тесто) — щелчок
— Как вы думаете, какое тесто у нас получится, если мы в него добавим много соли? (Получится соленое тесто)
— Что можно сделать из соленого теста? – Поделки
Слайд № 7
— Ребята, помогите мне замесить тесто, из которого вы слепите колобков. Посмотрите, какие они бывают разные.
Слайд № 8
— Займите свои рабочие места.
— Приступаем к замесу теста:
— Возьмите пустую тарелочку, отмерьте в неё 2 ложки муки, 2 ложки соли, перемешайте и пересыпьте в большую миску. А теперь нужно добавить воды.
— Ребята, колобки какого цвета? (Желтого)
— А если мы смешаем бесцветную воду, белые соль и муку тесто будет белым.
— Мы находимся в лаборатории, а здесь много пробирок с различными веществами. Смотрите, сейчас я насыплю порошок в сосуд, налью воды, перемешаю. Каким цветом становится вода. – Желтым!!!!
Слайд № 9
— Теперь добавим эту воду в миску и перемешаем. Пока я замешиваю тесто, разомните свои пальчики.
Слайд № 10
Пальчиковая гимнастика: «Отличные пшеничные»
Жили – были дед да баба
На полянке у реки, стучать кулак о кулак
И любили очень – очень
На сметане колобки. сжимать и разжимать кулаки
Хоть у бабки мало силы трясти кистями рук
Бабка тесто замесила «месим» тесто
Ну, а маленькая внучка
Колобок катала в ручках катать колобок в ладошках
Вышел ровный, вышел гладкий
Не солёный и не сладкий ладошка, ладошку гладит
Очень круглый, очень вкусный
Даже есть его не грустно. хлопать в ладоши
— Ребята, посмотрите, какое тесто получилось. Я разделю его на части. Разбирайте…
Слайд № 11
— Скатайте из теста шарик и поставьте его на подставочку. А теперь с помощью разных предметов, которые лежат у вас на крышечках, сделайте ему глазки, носик и ротик.
— Изделия из соленого теста не выпекают. Их нужно положить в теплое место для просушки.
— Какие у вас разные и очень забавные получились колобки!
III— Заключительная часть
— Ребята, ваше пребывание в лаборатории подошло к концу – пора возвращаться в детский сад. Снимайте фартуки и вешайте их на спинки стульчиков, а теперь подойдите ко мне и повторяйте за мной:
Слайд № 12
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ
В ДЕТСКОМ САДЕ ОЧУТИСЬ
— Ребята, где вы были? Что нового узнали? Что делали?
— Не забудьте высушить своих колобков.
— А я с вами прощаюсь, до свидания!