Конспект «Свойства соли и муки»

  • Post author:
  • Post category:старшая

Тема: «Свойства соли и муки».

Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет).

Тип: интегрированное занятие.

Форма: подгрупповая.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с мукой и солью.

Задачи:

Образовательные:

Познавательное развитие:

-знакомить детей  со свойствами муки и соли (цвете, форме, запахе, сыпучести, растворении в воде, какова на ощупь);

-продолжать формировать интерес к элементарной исследовательской деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

-закреплять представление детей о цвете (белый, прозрачный, желтый);

— познакомить детей с процессом приготовления солёного теста для лепки.

Речевое развитие:

— познакомить с новыми словами (лаборант, стеллажи, реактивы и т.д.).

Развивающие:

Познавательное развитие:

-развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию;
— развивать умение делать выводы по результатам исследования;

-развивать желание детей узнавать что-то новое.

Художественно-эстетическое развитие:

-развивать фантазию и творчество детей;

-развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук.

Речевое развитие:

-активизировать и обогащать словарный запас.

Социально-коммуникативное развитие:

-развивать умение  детей правильно общаться друг с другом, при необходимости оказывать помощь друг другу;

— развивать умение детей терпеливо выслушивать рассказы своих друзей и выполнять инструкцию взрослого;

— формировать навыки сотрудничества.

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, аккуратность при выполнении действий во время экспериментов;

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру,  уважение к труду, бережное отношение к хлебу;

-вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями, нейтрализовать нервное напряжение

Словарная работа: лаборант, стеллажи, реактивы, консервант, сыпучее вещество, спрессованное вещество, прозрачность, плесень, вязкая масса.

Методы и приемы:

Словесные методы: вопросы – пояснения, рассказ воспитателя (создание у детей ярких и точных представлений о свойствах и качествах муки и соли, солёного теста), беседа (уточнение и коррекция представлений)

Наглядные методы: исследования, наблюдение распознающего характера (формирование знаний о свойствах и качествах муки, соли, замес солёного теста)

Практические методы:

Опыты: расширение и закрепление знаний о муке, соли, изготовлении солёного теста.

Упражнения: повторение  действий в ходе лепки, сопровождающихся контролем и корректировкой.

Игровой метод:  обыгрывание стихотворения.

Методы повышения познавательной активности: сравнение, метод вопросов, экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности: сюрпризный момент, элементы творчества и новизны.

Методы обучения и развития творчества

— Эмоциональная насыщенность окружения

— Мотивирование детской деятельности

— Экспериментирование

Оборудование и материалы:

воспитателю: контейнер,  2 баночки (в одной мука, в другой  соль),  мнемосхемы, халат, клеёнка, одноразовые тарелки с мукой и солью, 2 стакана с водой, салфетки,  миска, ложка, лазерная указка, колба с подкрашенной  жёлтой водой.

детям (на каждого): фартук,  клеёнка, 2 одноразовые тарелки с мукой и солью, ложки, лупа,  влажные салфетки, гвоздика, греча (для украшения).
Планируемый результат:

Дать детям первичные представления о свойствах соли и муки, познакомить со способом изготовления солёного теста 

Ход  НОД. 

I  — Организационный момент.

Дети заходят в зал.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Я  работаю  научным сотрудником в исследовательской лаборатории.

— Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Это место, где проводят  разные опыты, исследования и  эксперименты.  

 Слайд № 2

— Посмотрите на экран и скажите, кого вы видите? (Это лаборант)

— Во что одет лаборант? (На нем халат, а на руках защитные перчатки)

— Что делает лаборант? (Проводит опыт или исследование)

— Что лаборанта окружает? (Его окружают стеллажи, столы, пробирки и разные химические вещества в колбах)

Ребята,    приглашаю вас к себе  на работу  в исследовательскую

лабораторию. Повторяйте за мной.

Слайд № 3

ХЛОП-ХЛОП!  ТОП-ТОП!  ПОВЕРНИСЬ –

В   ЛОБОРАТОРИИ  … ОЧУТИСЬ!

— Вот мы и в лаборатории. Для начала предлагаю вам надеть фартуки, помогите их друг другу завязать. (Дети надевают фартуки)

— Ребята, все работники лаборатории проходят инструктаж по технике безопасности.  А мы с вами  познакомимся с правилами работы в лаборатории. Пройдем к месту инструктажа … (Дети переходят от экрана к мольберту № 1)  

 —  Посмотрите на мольберт… Это правила работы в лаборатории, которые вы должны знать и соблюдать.

Мольберт № 1.

Правила  работы в лаборатории

Правило №  1: Внимательно смотри  и слушай!

Правило №  2: Соблюдать тишину!

Правило №  3: Не трогать руками глаза!

Правило №  4: Не толкать соседа во время работы!

Правило №  5: Откуда взял – туда и положи!

— Вы готовы к исследованиям? (ДААА!) Тогда проходите к    экспериментальному столу и вставайте полукругом, соблюдая четвёртое правило. (Дети проходят и встают)

Собрались мы с вами вместе, чтобы было интересней.
Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем!!!

II – Основная часть

– У меня есть контейнер, а что в нём – нужно догадаться.

Загадка:   Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль,

Если  пожалели… (соль) достает баночку с солью

Правильно, ребята, это соль. (Педагог высыпает соль из баночки в   свою тарелку)

А вы знаете, зачем   человеку  нужна  соль?

— Посмотрите на экран и скажите, как люди её используют?  (ответы детей)

Слайд № 4

Вывод: Люди используют соль:

Щелчок … —  первая картинка

  1. Для приправы разных блюд.

Щелчок … —  вторая картинка

  1. Как консервант для долгого хранения заготовок из овощей.

Щелчок … —   третья картинка

  1. В медицине используют солевые шахты для того, чтобы не болеть.

Щелчок … —  четвёртая  картинка

  1. Солью посыпают дороги     для борьбы с гололёдом.

—  Ребята, отгадайте ещё одну загадку:

Из меня пекут ватрушки, и оладьи, и блины.

Если делаете тесто, положить меня должны… (мука)

Правильно, ребята, это мука. (Педагог высыпает муку из банки в свою тарелку)

— Для чего она нужна? (Из неё делают тесто)       

— Ребята, я предлагаю  вам  в моей   экспериментальной  лаборатории  изучить свойства муки и соли. Займите рабочие места за   столами.  

— Посмотрите на мольберт… Как вы думаете, что это?  (Это план, который поможет нам   исследовать свойства соли и муки).  А здесь мы будем отмечать результаты наших исследований.

Мольберт № 2 и З.

Педагог встаёт между двух мольбертов

— Итак, ребята, начинаем наше исследование. Пододвиньте к себе разнос. Внимательно посмотрите, что на нём. (Дети перечисляют)

— Как вы думаете, что в тарелке № 1, а что в тарелке № 2? (1 – соль, 2 – мука.  Педагог на мольберте № 2  сверху слева  прикрепляет   —  картинку соль, а справа – картинку мука)

Алгоритм знакомства с веществом

  1. Как выглядит вещество? – цвет, форма, размер.

— Какого  цвета эти вещества? (Они белого цвета – педагог прикрепляет карточки)

Ребята, возьмите ложечкой соль и осторожно, как я, пересыпьте на зелёную тарелочку. Точно также в другую насыпаем муку.

— Возьмите лупу и рассмотрите   соль. Что вы видите?   (Крупинки.)   На что они похожи? (на кристаллы разной формы и величины – педагог прикрепляет символы)

— А теперь рассмотрите   муку. Что вы видите?   (Очень мелкие частички, похожие на точки)

  1. Какой имеет запах?

 Ребята, наклонитесь и понюхайте соль. Она имеет запах? (Нет)

А  теперь понюхайте муку? Она с запахом? (Нет)

Вывод: Значит мука и соль не имеют запаха. — педагог прикрепляет символы

  1. Может ли пересыпаться?

—  Ребята, возьмите ложечки и попробуйте пересыпать соль. Она сыпется? Значит она какая? (Сыпучая)

—  Тоже самое сделаем с мукой?  Что вы видите? Мука падает комочком и рассыпается. Значит она какая? (Спрессованная, менее сыпучая,  чем соль). — педагог прикрепляет символы

  1. Растворяется ли в воде?

– Ребята, что у меня в руках? (У вас в руках стаканы с водой)

Как вы думаете, я могу в этих стаканах  спрятать игрушки? (педагог бросает в воду игрушки) Я их спрятала? (Нет)

— Почему игрушки не спрятались — их видно? (Потому что вода прозрачная)

Саша, (педагог обращается к ребёнку)  добавь в стакан №1 ложку соли и перемешай. Что происходит с солью? (Соль растворяется)

Игрушка спряталась? (Нет) Почему?

Вывод: Крупинки соли растворились и не окрасили воду.

— Лена, а ты в стакан № 2 добавь 1 ложку муки и перемешай.  

Игрушка спряталась? (ДА) Почему игрушку не видно?

Вывод: Мука сделала воду мутной. Мука не растворяется в воде. Мука впитывает воду, крупинки муки   в воде слипаются и получается вязкая масса.  — педагог прикрепляет символы

  1. Какие они на ощупь?

— А теперь опустите одновременно пальцы в тарелки с солью и мукой. Потрите содержимое между пальцами, что вы чувствуете? (Мука мягкая, а соль твердая)

Вывод: Да, ребята, мука на ощупь мягкая как пух, как вата, как снег, а соль  более жесткая, чем мука. — педагог прикрепляет символы

Итог исследований: — Ребята, давайте подведём итог нашего исследования. Что вы узнали про соль? Что  узнали про муку?

— Молодцы! Слушайте меня внимательно, выполняйте всё старательно!

Слайд № 5

Физминутка:

Лаборанты с места встали.

(Дети встают возле стульев)

Руки вверх они подняли.

(Поднимают руки вверх и тянутся)

Вправо – влево наклонились.

(Наклоны право —  влево 2-3 раза педагог показывает движения зеркально

Руки снова опустились

(Опустить руки вниз)

На носочки привстали

(Дети встают на носочки)

И за мною зашагали…

(Педагог встает перед первым  ребёнком  и ведет их к экрану.) 

  Слайд № 6

— Ребята, что вы видите на экране? (Соль, вода и мука)

— Что получится, если их смешать? (Тесто) — щелчок

— Как вы думаете, какое тесто у нас получится, если мы в него добавим много соли? (Получится соленое тесто)

Что можно сделать из соленого теста? – Поделки

Слайд № 7

— Ребята, помогите мне  замесить тесто, из которого  вы слепите  колобков. Посмотрите, какие они бывают разные.

Слайд № 8

 — Займите свои рабочие места.

— Приступаем к замесу теста:

— Возьмите    пустую тарелочку,  отмерьте в неё  2 ложки муки,  2 ложки соли, перемешайте  и  пересыпьте в большую миску. А теперь нужно добавить воды.

— Ребята, колобки какого цвета? (Желтого) 

— А если мы смешаем бесцветную воду, белые соль и муку тесто будет белым.

— Мы находимся в лаборатории, а здесь много пробирок с различными веществами. Смотрите, сейчас я насыплю порошок в сосуд, налью воды, перемешаю. Каким цветом становится вода. – Желтым!!!!

Слайд № 9

— Теперь добавим эту воду в миску и перемешаем. Пока я замешиваю тесто, разомните свои пальчики.

Слайд № 10

Пальчиковая гимнастика: «Отличные пшеничные»

Жили – были дед да баба

На полянке у реки,                             стучать кулак о кулак

И любили очень – очень

На сметане колобки.                          сжимать и разжимать кулаки

Хоть у бабки мало силы                    трясти кистями рук

Бабка тесто замесила                         «месим» тесто

Ну, а маленькая внучка                    

Колобок катала в ручках                  катать колобок в ладошках

Вышел ровный, вышел гладкий

 Не солёный и не сладкий                   ладошка, ладошку гладит

Очень круглый, очень вкусный

Даже есть его не грустно.                    хлопать в ладоши

— Ребята, посмотрите, какое тесто  получилось. Я разделю его на части. Разбирайте…

Слайд № 11

—  Скатайте из теста шарик и поставьте его на подставочку.  А  теперь  с помощью разных предметов, которые лежат у вас на крышечках, сделайте ему глазки, носик и ротик.

— Изделия из соленого теста не выпекают. Их нужно  положить в теплое место для просушки.

Какие  у вас  разные и очень забавные получились колобки!

III— Заключительная часть

— Ребята, ваше пребывание в лаборатории подошло к концу – пора возвращаться в детский сад.  Снимайте фартуки и вешайте их на спинки стульчиков, а теперь подойдите ко мне и  повторяйте за мной:

Слайд № 12

  ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ

  В ДЕТСКОМ САДЕ ОЧУТИСЬ

Ребята, где вы были?   Что нового узнали?  Что делали?

Не забудьте высушить своих колобков.

— А я с вами прощаюсь, до свидания!